ГБОУ "СОШ №2 г.Магас"
г.Магас, Республика Ингушетия
  • Памятка для родителей о правильном питании школьников

    Пирамида здорового питания
    К составлениюполноценного рациона школьника требуется глубокий
    подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных про-
    грамм требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек,
    приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновре-
    менно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полно-
    ценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для
    первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
    Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не ме-
    нее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно
    быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог,
    сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит каль-
    ция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира
    лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные
    овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За
    день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидко-
    сти, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
    Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они
    лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя
    бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак
    наиболее ценен для школьника.
    Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утрен-
    ний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изде-
    лия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие
    овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пекти-
    ном.Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку.
    Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в тече-
    ние школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфе-
    ты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровьи бу-
    дут стимулировать умственную активность школьников.
    Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения
    энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их до-
    лю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
    В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходи-
    мых количествах клетчатка — смесь трудно перевариваемых веществ, кото-
    рые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для
    нормального пищеварения.
    Белки это основной материал, который используется для построения
    тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что
    содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими вещества-
    ми.
    Школьники 7—11 лет должны получать в сут-
    ки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащие-
    ся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.
    Дети и подростки юные спортсмены, имеющие повышенные физиче-
    ские нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в
    увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в воз-
    расте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
    В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так,
    удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного
    возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского ор-
    ганизма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и
    все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассмат-
    риваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского пита-
    ния. Для детей школьного возраста суточная норма молока 500
    мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока
    или 25 г сгущенного.
    Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин рассмат-
    риваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, ры-
    ба и яйца.
    Пища единственный источник, с кото-
    рым ребенок получает необходимый пластиче-
    ский материал и энергию. Нормальная деятель-
    ность головного мозга и организма зависит в ос-
    новном от качества употребляемой пищи. Роди-
    телям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является
    результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает
    умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегча-
    ет для него процесс обучения.
    Обеспечение рационального питания школьника одно из веду-
    щих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период,
    охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными про-
    цессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестрой-
    кой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга.
    Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирова-
    ние человека.
    К особенностям этого возрастного периода относится также значительное
    умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации,
    усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительны-
    ми нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
    Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необ-
    ходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его
    организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показате-
    ли значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельно-
    сти, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологиче-
    ски полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и ви-
    таминами.
    Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточно-
    го количества белка.
    Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от
    общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребен-
    ка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции ко-
    ры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутом-
    ление, ухудшается успеваемость.
    В питании детей школьного возраста большое место должны зани-
    мать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречне-
    вая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломо-
    лочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыб-
    ные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети
    нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их
    пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники
    минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кис-
    ломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеваре-
    ние. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается
    непереносимость цельного молока. Молочная кислота и дру-
    гие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах,
    подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жар-
    кое время напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбак-
    териозом.
    Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в
    нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше
    магния, чем в белом хлебе.
    Овощи необходимый источник витаминов и микроэлементов. В раци-
    оне до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в
    виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязатель-
    но употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после
    еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс
    брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям
    органов пищеварения.
    Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтра-
    ком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак
    должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для
    покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать го-
    рячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует
    включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в ос-
    новном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яич-
    ных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как бо-
    гатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и
    медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыха-
    ют за ночь.
    Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера,
    медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения спо-
    собствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кисло-
    родом. Витамин мозга витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
    В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат
    вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка,
    мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня,
    смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кис-
    ломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина,
    клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки
    грубого помола.
    Принципы сбалансированного питания
    если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жи-
    ры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отрав-
    ление организма;
    в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные просту-
    ды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ног-
    ти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;
    совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени,
    всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жи-
    ра должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в
    жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся
    вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;
    процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы со-
    хранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше
    готовить пищу на пару, варить или
    тушить; от жареной пищи лучше отказать-
    ся.
    Рыба и морепродукты это здоровая пища.
    Белок рыбы хорошо усваивается, из не-
    го строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы
    (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты
    Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много ви-
    таминов и микроэлементов.
    Овощи это продление жизни. В овощах со-
    держится клетчатка и пектиновые вещества, кото-
    рые играют важную роль в нормализа-
    ции процессов пищеварения. А от того, как работа-
    ет наш пищеварительный тракт, зависит наше здо-
    ровье и долголетие. Содержание белков в ово-
    щах невелико, исключение составляют бобовые
    (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося
    по своему аминокислотному составу к животному белку.
    Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также со-
    держат большое количество минеральных веществ, органических кислот,
    эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство
    овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинки
    др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
    Все знают, что фрукты полезны.
    В них содержатся углеводы, которые мы мо-
    жем употреблять без вреда для здоровья, заменяя
    ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы,
    персики, вишни) содержится много глюкозы и саха-
    розы, в семечковых (груши, яблоки) фруктозы.
    Во всех фруктах много витаминов и минераль-
    ных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В
    персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, кото-
    рый так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочета-
    нии с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается)
    являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фрук-
    тах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гни-
    лостные процессы, выводят токсические вещества.
    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует
    Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.
    Зелёный свет — еда без ограничений это хлеб грубого помола, цель-
    ные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
    Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты только обезжирен-
    ные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
    Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар,
    масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты,
    тем лучше.
    Полноценное и правильно организованное питание необходимое
    условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
    Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших
    детей.
    ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
    1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный
    рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов
    питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30
    наименований разных продуктов питания.
    2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать сле-
    дующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие
    овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и дру-
    гие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в ра-
    цион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2
    3 раза обязательно.
    3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
    Учащиеся в первую смену в 7:308:30 должны получать завтрак (дома, пе-
    ред уходом в школу), в 11:0012:00 горячий завтрак в школе, в14:30—
    15:30 после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащих-
    ся групп продленного дня) или дома, а в 19:0019:30 ужин (дома).
    4. Учащиеся во вторую смену в 8:008:30 должны получать завтрак (до-
    ма), в 12:3013:00 обед (дома, перед уходом в школу), в 16:0016:30
    горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).
    5. Следует употреблять йодированную соль.
    6. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать
    витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответ-
    ствующего возраста.
    7. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомен-
    дуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
    8. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
    9. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти све-
    дения можно получить у медицинского работника школы), необходима кон-
    сультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть
    скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нор-
    мы.
    10. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен
    быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
    Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из бел-
    ков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в ово-
    щах, фруктах, злаках, орехах.
    Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
    Когда нет чувства голода.
    При сильной усталости.
    При болезни.
    При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
    Перед началом тяжѐлой физической работы.
    При перегреве и сильном ознобе.
    Когда торопитесь.
    Нельзя никакую пищу запивать.
    Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка
    пищеварения и начинается процесс брожения.
    Рекомендации:
    В питании всѐ должно быть в меру;
    Пища должна быть разнообразной;
    Еда должна быть тѐплой;
    Тщательно пережѐвывать пищу;
    Есть овощи и фрукты;
    Есть 3—4 раза в день;
    Не есть перед сном;
    Не есть копчѐного, жареного и острого;
    Не есть всухомятку;
    Меньше есть сладостей;
    Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.
    Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в раци-
    оне фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных мо-
    лочных продуктов, рыбы, постного мяса.
    А также...
    Умеренность.
    Четырехразовый приѐм пищи.
    Разнообразие.
    Биологическая полноценность.
    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

    Почему детям необходимо здоровое питание? Ваш ребёнок - самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили «пятерки» - чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища - единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребёнка в этот период - залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учёбе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.
    «ГЛАВНОЕ - ВОВРЕМЯ ПОДКРЕПИТЬСЯ!»
    Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он учит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс на лыжах. И так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребёнка. Школьник испытывает огромную потребность в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде.

    КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ?
    I. Разнообразьте рацион питания школьника.
    Все продукты делятся на 5 основных групп:
       1. Хлеб, крупяные и макаронные изделия,
       2. Овощи, фрукты, ягоды,
       3. Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи,
       4. Молочные продукты, сыры,
       5. Жиры, масла, сладости.
    В ежедневное меню ребёнка и подростка должны входить продукты из всех 5 основных групп. Только тогда питание растущий организм школьника получит полный набор необходимых пищевых веществ в достаточном количестве.
    II. Сбалансируйте питание ребенка.
    Составляйте сбалансированное меню на каждый день. Ежедневно включайте в него продукты, богатые необходимыми питательными веществами. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания должно быть 1:1:4.
    Основной источник белков: мясо, рыба, яйца, молочные и кисломолочные продукты (кефир, творог, сыры), крупы. Основной источник животных жиров: мясные и молочные продукты.
    Основной источник растительных жиров: подсолнечное, кукурузное и рыжиковое масло, орехи (фундук, грецкий, кедровый и т.д.), семена подсолнечника. Основной источник легкоусвояемых углеводов: свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты.
    Основной источник пищевых волокон (клетчатки): фрукты, ягоды и овощи, бобовые (фасоль, соя, чечевица), крупы (гречневая, овсяная, перловая и т.д.) и продукты, созданные на их основе (хлеб, зерновые хлопья, макароны и т.д.).
    Меню школьника должно быть разнообразным. Если вы хотите, чтобы ребёнок ел с аппетитом, не увлекайтесь «супами на неделю».
    ПОЧЕМУ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМЫ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА?
    Белки - «кирпичики», из которых строятся клетки организма и все необходимые для жизни вещества: гормоны, ферменты, витамины. Жиры - источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов. Углеводы - основной поставщик энергии для жизни. Пищевые волокна - способствуют хорошему пищеварению, защищают организм от пищевых канцерогенов, помогают в профилактике многих заболеваний.
    III. Продумайте питание ребенка.
    Для этого необходимо определить:
       1. Время и количество приёмов пищи,
       2. Интервалы между приёмами пищи,
       3. Меню по энергетической ценности и продуктовому набору,
       4. Ежедневно, как в школе, так и дома, ребёнок должен питаться в одно и то же время с интервалами 3,5 - 4 часа.
    ! ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
    Важно, чтобы еда была вкусной, и ребёнок ел с удовольствием! «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые». Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод - в кашу или сухарики и свежую зелень в суп). Трапеза должна проходить в спокойной обстановке. Выделите на каждый приём пищи достаточно времени, чтобы детям не приходилось торопиться. Важно, чтобы ребёнок тщательно пережевывал пищу. От этого зависит, насколько хорошо она переварится и усвоится.
    ЗДОРОВЫЙ РАЦИОН НА ОДИН ДЕНЬ
    5-6 порций в день
    1 порция состоит по выбору из: 1-2 кусков хлеба или половины булочки 150-200 г пшенной, гречневой, перловой или рисовой каши 200-250 г овсяной каши 150-200 г отварных макарон 1-2 блинов 3-4 порций в день 100-150 г капусты 1-2 моркови пучка зелени 1 помидора или 1 ст. томатного сока картофеля 3-4 клубня Всего 350 - 400 г овощей 2-4 порций в день 1 яблока или груши 3-4 слив или полстакана ягод пол-апельсина или грейпфрута 1 персика или двух абрикосов 1 стакана фруктового или плодовоягодного сока половины стакана сухофруктов 2-3 порций в день 1 порция состоит по выбору из: стакана молока или кефира 60-80 г нежирного или полужирного творога 50-60 г твердого сыра половины стакана сливок порции мороженого Выбирайте низкожирные сорта молока и продуктов (2.5 %, 3.2 % жирности) 2 порции в день 1 порция состоит по выбору из: 80-100 г говядины или баранины 60-80 г вареной колбасы 80-100 г птицы или рыбы половины стакана гороха или фасоли 2-ух куриных яиц (не более 4 шт. в неделю) Выбирайте нежирные сорта мясных продуктов ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Этих продуктов в рационе ребёнка должно быть не более: · 5-6 ч. ложек сахара · 3 шоколадных конфет · 5 карамелей · 5 чайных ложек варенья или меда · 2-3 вафель · 50 г торта · 1-2 ст. ложки растительного масла · 30 г сливочного масла ЗАВТРАК За завтраком ребёнок должен получать не менее 25 % от дневной нормы калорий (при четырёхразовом питании). Завтрак должен состоять из: · закусок:
    бутерброда с сыром и
    сливочным маслом, салатов
    · горячего блюда:
    творожного, яичного или каши
    (овсяной, гречневой, пшенной,
    ячневой, перловой, рисовой)
    · горячего напитка:
    чая (можно с молоком)
    кофейного напитка
    горячего витаминизированного
    киселя,
    молока, какао с молоком
    или напитка из шиповника
    ! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
    Отсутствие завтрака сказывается на успеваемости ребёнка и его способности к обучению.
    ОБЕД
    В обед ребёнок должен получать не менее 35
    % дневной нормы калорий
    Обед должен состоять из
    · Закуски:
    Салаты из свежих, отварных овощей, зелени;
    · Горячего первого блюда:
    супа
    · второго блюда:
    мясное или рыбное с гарниром (крупяной, овощной или комбинированной).
    · Напитка:
    Сок, кисель, компот из свежих или сухих фруктов.
    ПОЛДНИК
    На полдник ребёнок должен получать 15 % от
    дневной нормы калорий
    Полдник должен состоять из:
    напитка
    (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки)
    с булочными или мучными кондитерскими
    изделиями
    (сухари, сушки, нежирное печенье)
    либо из фруктов
    УЖИН
    На ужин ребёнок должен получать до 25 %
    от дневной нормы калорий
    Ужин должен состоять из
    · горячего блюда (овощные,
    смешанные крупяно - овощные,
    рыбные блюда)
    · и напитка (чай, сок, кисель)
    Уважаемые родители!
    Надеемся, что наши советы помогут вам организовать правильное питание ваших детей.
    Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами,
    непременно обеспечит детям заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании
    Вы очень скоро заметите, что рёбенок стал чаще радовать вас хорошим настроением,
    здоровым цветом лица и успехами в школе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике